Консерватизм

Но психологически консерватизм связан скорее с отношениями в буддийской философской системе к окружающему миру. В ней значительно больше, чем в западной, готовности принимать мир таким как он есть и не пытаться его изменить в корне. Отсюда — большая терпимость к бедам и невзгодам, способность философски воспринимать горе, не сетовать на жизнь, а стараться выдержать ее испытания. Как отмечает один из западных исследователей, Флориан Kv мас, в философии буддизма в отличие от христианства и более поздних учений времен английской или французской революций, а затем марксизма, нет какихто абсолютно непреходящих истин. В ней нет утопических идей об улучшении мира или создания идеального общества, лучшего чем то, что есть. С точки зрения японской традиционной системы ценностей, существующий мир и общество в его последовательном развитии — есть высший идеал, поэтому главное — поддержание устойчивого социального порядка. Однако эта устойчивость не статична. Так как общество не связано ни с какими идеалистическими догмами и доктринами, оно легко меняется и приспосабливается к изменению внешней среды. Поэтому японское ofj^ie ство является консервативным и инновационным одновременно. В японской культурной традиции нет противопоставления плоти и духа как двух враждующих начал, что превалирует в христианской догматике и нашло, по мнению Аидзава Сидзуо, свое наилучшее воплощение в эстетике и философии Толстого и Достоевского («Крейцерова соната» и «Братья Карамазовы»). В эстетике же классика японской литературе Тикамацу Мондзаэмона, писавшего в жанре синдзюмоно (мелодраматическая пьеса в традиционном $? атре о самоубийстве влюбленных), тело и душа соединены воедино.

Добавить комментарий