Критерием оценки

Когда критерием оценки становится образ любимой Родины-Осетии, святой для него идеал, то он бывает особенно резок и беспощаден. Показательным в этом отношении является стихотворение-диалог «Больной и навещающий». Навестивший упрекает больного в малодушии, призывает быть твердым, не страшиться смерти. Хоть немного приободрись, Чтобы не покинула душа. Лишний страх в беде не поможет, — И для смерти мужество нужно! Это тоже в традициях мужества горцев-крестьян. Еще Сека писал: В беде мужчине надо быть Твердым, как гранитная стена. Мужчине не пристало плакать, как девица, « Горевать — бабой неразумной. Однако больной нарисовал перед посетителем такую неприглядную картину жизни потомков, что ему пришлось утирать скорбную слезу. Больной — это символ далекой родины, идеальный обобщенный образ родного народа. Он был смел и мужествен, до. брой силой и правдой добивал себе добро и славу: Мужество и правду Я держал в руках. — Сделай добро народу! — Было для меня, мой свет, законом (обычаем). Мужество, храбрость, правда-справедливость и служение народу — вот те идеалы, с вершины которых Родина судит о своем «потомстве». И нестерпимое горе вызывает то, что потомство отвернулось от этих идеалов, уронило честь и достоинство народа, предалось низменным страстям. «Завели девок табуны» («Дзугтае скодтой чызджытаей») и жизнь проводят в праздной лени и оргиях. Потеряли честь и мужество («сехсар, сае намыс»), но и не думают раскаиваться. Честь и достоинство в их глазах заменены богатством: Увидят в своей среде Осла с золотой поклажей, И тотчас переменят ему званье, И со славой проводят.

Добавить комментарий