Кровавое пятно

Точно так же рассматривает писатель и причины отправления обычая кровной мести. В обычном праве осетин, наряду с кровной местью, предусматривалось примирение кровников, когда «платили кровь», т. е. за кровь убитого его родственники принимали, определенное материальное вознаграждение. Не приходится доказывать более гуманный характер этого обычая. Однако очень «редко кто соглашается^ принять плату за кровь, ибо на таких «народ смотрит как на людей малодушных, трусливых, которым Не достает настолько мужества, чтобы достойно отплатить убийце, смыз его же кровью наложенное на них кровавое пятно». Выходит, что и в том и другом случае причиной отправления — «вредных обычаев» являются ложные представления о чести, а не древние убеждения. Они стали предрассудком, несовместимым с разумом народа, но ложные представления о чести и позоре заставляют горца отправлять их. И крайне щепетильный в вопросах чести горец не оставит их, пока всенародно не будет признано, что отказ от их исполнения не задевает его чести. Вероятно, такова была и логика размышлений Канукова, когда он, узнав, что «во Владикавказе собираются выборные от осетин лица для обсуждения вопроса об уничтожении существующих в-народе вредных обычаев», выступил со статьей. «К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев» (1879). Кануков знал, что аналогичное собрание представителей горцев было созвано еще в 1861 году по инициативе генерала Кундухова8. Знал и о том, что почин Кундухова не имел тех последствий, которых от него ожидали, но считал, что «энергии одного лица в борьбе с традициями веков мало, •нужна коллективная борьба самого народа».

Добавить комментарий