Культ универсума

Романтики не только поклонялись культу универсума и искали пути его художественного воплощения, но и полагали, что сам художник должен быть универсально одаренной личностью, что расширяет горизонты его мировосприятия и позволяет формировать и развивать целостность сознания воспринимающих. Никогда еще не было столько талантов, соединяющих в себе восприимчивость и способности к разным видам искусства: писатели, поэты, музыканты, живописцы объединялись в творческие сообщества, состояли в творческой переписке, занимались различными видами художественного творчества: Гофман был писателем, дирижером, театральным художником и режиссером; рисунком и живописью занимались поэты Жуковский, Пушкин, Лермонтов; Грибоедов и Одоевский писали музыку, а тогдашнего президента Российской академии художеств А. Оленина назвали «tausendkunstler», т. е. художник тысячи искусств. Немецкий композитор Р. Шуман писал: «Для скульптора каждый актер превращается в покоящуюся натуру, для актера статуи в живых людей, для художника стихотворение в картину, для музыканта картина в звуки. Эстетика одного искусства есть эстетика и другого; только материал различен». «Разве нельзя выражать мысли звуками и музыку мыслями и словами? » спрашивал писатель Людвиг Тик. В самом художественном творчестве идея синтеза искусств проявлялась в музыкальной ритмике и интонационное стихотворений, использовании в них звукописи; в живописности литературных образов, взаимопроникновении тем, сюжетов, персонажей произведений; в возникновении программной музыки; соединении архитектуры, скульптуры и поэзии в садовопарковом искусстве; в музыкальноживописном оформлении театральных постановок; в смешении трагического и комического, прозаического и поэтического, прекрасного и безобразного. Подытожил все теоретические и практические искания в этом направлении Рихард Вагнер в своей концепции Gesamtkunstwerk.

Добавить комментарий