Литературное вмешательство

Однако это литературное вмешательство так резко противоречило народнопоэтической природе кадага, так явно снижало его с возвышенного кадага до романтической поэмы, что позднее Кубалов отказался от всех своих «поправок» и вернулся к первопечатному тексту. Все это говорит о том, что эта «народная поэма» восходит в основе к сказителю-поэту Бибо Зугутову, но дошла до нас в версии Кубалова. Это нас обязывает — ни в коей мере не отрицая авторства Кубалова, обратить особенное внимание на чрезвычайно интересную фигуру народного поэта Бибо Зугутова. Раскрытие тайны слепого певца поможет нам глубже понять закономерности осетинского художественного процесса во второй половине XIX века. Однако прежде, чем серьезно .представить Б. Зугутова в истории литературы, необходимо тщательное самостоятельное исследование его жизни, сказительского искусства и творческого наследия. Да той поры же поэма об Афхардове Хасане будет связываться лишь с именем А. Кубалова. Кадаг «Жфхаердты Хаесанае» состоит из авторского вступления, четырех эпизодов и заключения сказителя. Вступление — обращение поэта к сказителю, слепому Бибо. Автохарактеристику слепого певца, с которой начиналось каждое выступление Бибо с трагическим репертуаром, Кубалов адресует Бибо от своего имени, противопоставляя жалобам певца на судьбу («Ты, носитель имени бога, на слепоту ниспославший, чтобы не видеть мне синего неба и зелени наших полей…») его высокое призвание певца. Слепой сказитель и беден, и богат, и слаб, и силен одновременно.

Добавить комментарий