Мощная аллегория

Начав этой мощной аллегорией (наступление новой жизни восход солнца над страной рабства), Цомак вводит в повествование другой образ: революция буря. Буря очищает, обновляет жизнь: 234

Прошли безвозвратно жесткие нравы, Как гнилые деревья, свалила их буря.

Но это всего лишь начало битвы. Чтобы поднять людей на бой, Цомак обращается к чувству их человеческого достоинства. Напоминает им все беды и обиды, весь вековечный позор, который должно смыть в бою, ибо:

Только в бою пускает побеги Корень счастья в несчастной стране!

Из этой аксиоматичной посылки естественно следует вывод: надо искать свое счастье в бою. Отсюда и логичная концовка:

Вставайте же все! Шум боя, Как грома раскаты, зовет нас тревожно!

Выходи, молодежь! Выходите же, мужи!

В бою покажите геройство!

В «Набате» автор продолжая мотивы «Призыва к бою», высказывает одну новую мысль: он дает отповедь маловерам и нытикам.

В среде части осетинской интеллигенции, вероятно, во время первой русской революции возникла малодушная мысль о том, что малочисленные народы могут утонуть в волнах революции, а потому лучше переждать бурю, позаботиться о самосохранении. Позднее, в годы борьбы за установление Советской власти на Тереке, эта идея мелкобуржуазных деятелей вновь всплыла, и Цомак опять резко выступил против нее, как идеи, чуждой революции.

В «Набате» он полемизирует с этой идеей пока как с порождением рабской психологии и морали трусливых обывателей.

Не говори: «Нас мало! » не говори трусливо, Не говори ты: «Руки коротки! » Мы те, кто жил в муках и в страхе, Узнали ныне, где наше счастье.

Так, не говори: «Подождем пока! »—трусливо, Не говори: «Оставим, оставим пока! » Поэт, как и в «Призыве к бою», вновь набрасывает обобщенные картины вековых мук и страданий, унижений и позора, и тем самым отвергает трусливую апелляцию к малочисленнос 235 ти борцов. Только трус может молчать и прятаться, как горько вский «глупый пингвин», когда Люди восстали на неоглядных просторах, Клич боя отдается в небесах.

Добавить комментарий