Национальный фактор

Жизнь искусства в обществе протекает в пространстве между эстетическими и внеэстетическими институтами. Эстетика, по мысли Лало, должна изучать как эстетические, так и внеэстетические условия существования искусства. К внеэстетиче ским факторам относятся, вопервых, экономика, вовторых, политика, затем национальный фактор, военные институты, религия, семья. Все они обладают косвенным влиянием на искусство, но эстетика не должна упускать его из виду. К эстетическим институтам Лало относит эстетическое сознание общества в целом, публику, включающую мир знатоков и профессиональных критиков искусства, образующих интеллектуальную элиту общества, а также институт моды, предписывающий стили, жанры, даже сюжеты и темы произведений.

Сурьо определяет искусство как свободную творческую деятельность, его главная цель создание форм, имеющих цель в самих себе. Соответственно задачей эстетики должно быть изучение форм научным методом, т. е. максимально приближенным к предмету познания без компрометирующих эстетику философских обобщений. Отстаивая самостоятельность эстетики, Сурьо допускает, что она может быть синтезом различных научных дисциплин, используя материалы психологии, социологии, литературоведения, музыковедения и т. д. Надо сказать, что благодаря своей эрудиции Сурьо был глубоким знатоком искусствоведческих дисциплин. Этот факт отчасти явился причиной того, что учение Сурьо иногда причисляют к тому движению, возникшему в Германии в начале XX столетия, которое получило название Kunstwissenshaft «наука об искусстве».

Добавить комментарий