Нафи Джусойты

В себе это новое, тогда как весь ужас капиталистических отнот- шений каждодневно испытывали на себе оставшиеся без земли трудовые массы горцев-крестьян. г Перед Коста Хетагуровым как выразителем интересов- этого исстрадавшегося, обездоленного крестьянства, стояла задача указать перспективу развития, показать, что к прошлому возврата нет, что феодально-патриархальное прошлое обрекало народ на горшие муки и страдания, что новые условия жизни, несмотря на всю их мерзость и эксплуататорскую сущность, в сравнении с прошлым, представляют более высокую ступень общественного развития; что они, вопреки всему, пробуждают самосознание угнетенных, дают хотя бы минимальные возможности просвещения, следовательно, и возможность выработать новые средства и формы борьбы за социальное освобождение. Это и явилось второй и основной причиной-, побудившей поэта настойчиво освещать, сущность феодально-патриархального прошлого и его пережитков, противопоставляя им свои революционно-демократические идеалы. В 90-е годы XIX в. против горцев Терской области царским правительством применялись чрезвычайные карательные меры в виде длительных экзекуций, непосильных штрафов,, военно-полевых судов и т. д. Применение этих мер администрация и всякого рода наемные писаки оправдывали необходимостью борьбы против разбоев, грабежей, убийств, являвшихся якобы следствием врожденных свойств национального характера горцев. Таким образом, травле горских народов, постоянно сопутствовала клевета на их национальный характер со стороны охранителей самодержавия.

Добавить комментарий