Написанные работы

Ключевое значение для обоснования символизма имеют статьи А. Белого «Смысл искусства», «Символизм» и «Эмблематика смысла». Эти последовательно написанные работы представляют собой одно целое, где идеи плавно перетекают из одной статьи в другую, поэтому есть смысл рассматривать их как один большой текст, в котором коренные проблемы эстетики что такое искусство, его сущность и смысл, соотношение содержания и формы, проблема классификации искусств и др. трактуются в символическом ключе.

Особое место в мировоззрении А. Белого занимает сфера языка, слова, к которому у него было почти благоговейное отношение. Философия языка Белого своими корнями уходит в теории А. А. Потебни и А. Н. Веселовского, но те намеки на символическую природу слова, которые были у них, он развил в целое учение. Кроме того, русские филологи XIX века не наделяли слово такой миросозидательной значимостью, которую стал придавать ему их поздний ученик. Для Белого библейские тексты о творении мира Словом, о том, что в начале мира было Слово, имели огромный смысл.

Белый не сомневается в том, что язык является творцом мира, что словом творятся окружающие нас предметы. Если нечто не названо, то его как бы и не существует вовсе. Более того, без слова не существовало бы и каждого из нас человеческое Я есть слово и только слово! Эти мысли он излагает в работе «Магия слов», даже название которой имеет символическое значение. Речь, по Белому, изначальное условие существования человечества, поэтому она заключает в себе магическое начало, и люди, овладевшие речью, были существами, на которых «лежала печать общения с самим божеством».

Добавить комментарий