Настал мир

И еще: «Настал мир, спокойствие, и идеал прежнего героя уступил место мирному семьянину и трудолюбивому пахарю», «на молодечество теперь смотрят как на праздность и полнейшее безделке…». Если к этим положениям Канукова добавить несколько уточняющих соображений, то он рисует верную картину смены идеалов в горской среде. Дело в том, что писатель говорит прежде всего об идеалах привилегированной части горцев. Они конечно, были Нафи Джусойты господствующими идеалами и имели широкое распространение в горской среде. Правда, удаль и молодечество в среде знати проявлялись.в форме разбоя, вооруженного насилия, т. е. в форме, естественной для праздного бытия привилегированной прослойки. В крестьянской же среде удаль и молодечество были прежде всего средством социальной мести или самообороны. Стало быть, здесь совпадение идеалов носит периферийный характер, па существу же они глубоко различны. И еще: устойчиво-традиционными в нравственных представлениях горцев были идеалы «мирного семьянина и трудолюбивого пахаря», а не удаль и молодечество. Самый образ трудовой патриархальной жизни задолго до «цивилизации»- утверждала в сознании горцев именно эти идеалы, ибо мир и труд всегда были естественными условиями их бытця. Трудовой массе горцев не приходилось менять свои идеалы. Наоборот, хищный, жестокий и противоречивый мир цивилизации позднее подвергнется резкой критике именно с позиций, этих идеалов. К этому придет и сам Кануков, когда в 80-е и 90-е годы с головой уйдет в критику неприглядной буржуазной цивилизации в России.

Добавить комментарий