Немецкий романтик

Немецкий романтик И. Геррес подразделял творчество на три типа: продуктивное, эдуктивное  и идеальное. «Продуктивный художник, писал он, пребывает в самом средоточии бесконечности, его вольная, ничем не скованная творческая сила царит над Природой. Из глубин его существа истекает, приводимое в движение идеей, чувство, прекрасное его достояние, и реальный мир для него лишь ложе, по которому пронесся бурный его поток. А эдуктивный художник сидит у ног матери своей Природы, весь обратившись во внимание. Весь во власти внешних впечатлений, он сам ничего не создает, его чувства прибыли к нему извне, сосредоточившись на себе, он отгоняет от себя прочь беспредельное». Но между продуктивным и эдуктивным гениями, как противоположными полюсами, располагается «идеальный» тип творчества, в котором создается обусловленное и безусловное, цельность и бесконечность, непосредственное чувство и фантазия, собственная творческая сила и восприятие уже сотворенного. Создаваемое эдуктивным гением одно содержание, продуктивным гением одна форма, а идеальный художник соединяет то и другое.

Таким образом, романтики мыслили творчество как диалектическое взаимодействие чувства и разума, бессознательного и осознанного, т. е. как максимальное осуществление всех возможностей субъекта в его целостном воссоединении с объектом развивающимся миром (см. гл. 10 «Немецкий идеализм и эстетика Шеллинга»). Романтизм представлял собой особую субъективность, сосредоточенность которой «в себе» не означает сосредоточенности «на себе» это была форма тождества души и мира. Вместе с тем сам процесс творчества обладал высшей ценностью, если не сказать самоценностью. Так, Вакенродер писал: «Пусть поблекнет картина, пусть отзвучит поэма, но не рифмы и краски создали им их бытие. В себе самом несет творение искусства свою вечность», «будь даже оно стерто рукой слепого времени».

Добавить комментарий