Неотступный интерес

Неотступный интерес Цомака к вопросу детского воспитания и обучения, к судьбе детей, очевидно, вызван не только тем, что в кругу его идей революционного переустройства общества он, естественно, занимал не последнее место, но и чисто биографическим моментом. Цомак в годы сибирской ссылки долго и с любовью занимался «вольным учительством», обучением детей. Именно тогда возник живой, никогда неугасавший интерес его к детям. А поздное в годы Советской власти он до конца своих дней был на преподавательской работе, занимал высокие посты в органах просвещения и народного образования, но всегда живо интересовался жизнью и обучением детей младшего школьного возраста.

В ссылке Цомаком были написаны также повесть «Подава нец» и рассказы «На месте причисления» и «Товарищ Мазай». Трудно восстановить, конечно, хронологию их написания, но судя по датам издания, самый ранний из них «На месте причисления». Он опубликован в октябре 1913 года в еженедельном иркутском журнале «Сибирская неделя» ( 5 от 6 октября и 6 от 13 октября).

Рассказ назван эскизом. И в самом деле он носит характер автобиографических заметок. Все описанные происшествия действительно случившиеся факты. Все размышления и скорбные переживания героя личные думы и настроения автора в первый год пребывания его в Восточной Сибири.

«На месте причисления» ряд картин из жизни вновь прибывшего поселенца и доживающих свои последние дни, состарившихся в ссылке людей. Первые из них рисуют начало скорбного жизненного пути изгнанного человека, второй ряд картин показывает финал этого пути. Параллельно автор дает также описание нелегкой жизни местных жителей, забитых и забытых в сибирской глуши людей.

Добавить комментарий