Новые испытания

Во втором действии драмы Беса закаляется в новых испытаниях. Здесь Беса показан в земной среде, в семье, во взаимоотношениях с односельчанами, с народом. Беса окрещен безумцем, его дело непонятно людям, даже любимой и любящей жене. Он одинок. Его правду принял лишь его сын Цопан, который и помогает ему. Однако Беса не отчаивается. Он, как одержимый, собирает железный лом, закаляет его в своей собственной крови и выковывает цепь.

Люди не понимают Беса, но он окрылен надеждой, что рано или поздно его поймут и тогда его кузница станет местом паломничество простых смертных. «Хожу, брожу по всему миру, говорит он сыну, призываю и умоляю и тех, кто работает молотом, и тех, кто орудует киркой, чтобы помогли мне донести спаситильную цепь до места. Никто не слушает меня. Но не бойся, мой единственный последователь, они пока не поняли, для чего нужна цепь. Когда поймут, то к этой кузнице будут ходить толпами, поклоняться. Я и ты, мой единственный сторонник, я и ты должны проложить Амрану широкий путь к светлому миру, вложив в труд наших молотов свой разум и свою надежду».

В том и заключается трагическая ошибка Беса, что он скрывает от людей заветную цель своих трудов. Он боится разгласить свою тайну, боится, как бы об этом не узнали его врагинебожители и стража Амрана. Он стремится свершить подвиг один, собственными силами. В этом поучительная ошибка герояреволюционера, в этой ошибке источник его гибели.

Конфликт между героем и косной средой проблема, разработанная во втором действии, еще Цомаком Гадиевым характеризовался как конфликт между мещанством и революционером в широком смысле слова. Он писал: «Жизнь человечества идет двумя путями. Первый путь это путь утробных интересов, стремление удовлетворить нужды сего дня. Это путь людей, ползущих по земле, он враждебен Прометею Амрану. Но есть другой путь путь неуклонного стремления к добру для всех людей, к свету, путь смелых поисков свободы и небесного сияния».

Добавить комментарий