Новые мистики

Всевозможные гуру, шаманы, дервиши процветают сегодня среди определенных слоев молодежи —не только хиппи и их последователей, но и бывших активистов из «новых левых». «Почти все были активистами молодежных дви­жений — от новых левых до феминисток». Новым пророкам молодежи, нередко занимающим сегодня те места, которые вче­ра принадлежали политическим агитаторам и вожакам, удается создавать многочисленные религиозно-мистические организации, секты и движения на общем фоне определенного спада полити­ческой активности. Увлечение мистицизмом заменило моду на политический радикализм, пишет Э. Копкайнд. Распространение богоискательских настроений среди американской молодежи он связывает с апатией и разочарованием, охватившими ее после бурных событий 1968—1969 годов, а также неверием в собствен­ные силы и в возможность изменить окружающий мир с помо­щью политической борьбы. Из-за распада прежних политиче­ских институтов леворадикальной молодежи ее нынешнее по­коление, по его мнению, почти лишено возможности выразить свои идеалы и представления политическими средствами, вслед­ствие чего популярность приобретают иные — неполитические — средства самовыражения. Если раньше, продолжает Э. Коп­кайнд, сторонники контркультуры стремились синтезировать идеи Фрейда и Маркса, то теперь они более склонны объединять Фрейда и Будду. Общая черта всех религиозно-мистических группировок мо­лодежи— их оппозиция любым формам политической активно­сти, что объективно ведет к эскейпизму и конформизму. Особен­ность мистического мировосприятия, требующая растворения личности в анонимной и бессознательной коллективности, дву­смысленна также и в социальном плане, поскольку «растворе­ние в Едином» индивидуальных и не желающих «растворяться» людей не раз использовалось в самых антигуманных целях. Именно так называемая «магическая перспектива», интуитив­ное «прозрение» смысла жизни и возрождение архаических форм психики, к которым призывал Э. Юнгер, послужили миро­воззренческой основой нацистского мифа.

Добавить комментарий