О бытовании нартского эпоса в Осетии

Он особенно подробно пишег о бытовании нартского эпоса в Осетии. Небывалая популярность эпоса и его безраздельное господство в памяти народа вызвали у него слова восхищения: «…песню о нартах… осетин слушает до сих пор с таким же благоговением, как мы — евангелие». И еще: «Редкий старец или даровитый юноша не помнит целиком два, три, и, если много, десять рапсодий этого обширного творения народной осетинской литературы». Пфафф подробно описывает манеру исполнения сказаний («поют о нартах по монотонной восточной мелодии, ак- компонируя пение скрипкою, на которой осетины играют как на виолончели, упирая ее в колена», перечисляет наиболее популярных героев — Батрас, Сатана, Хамыц, Уырызмаг,. так ему не понравившийся, Сайнаг-алдар, Бурафарныг, Че- лехсан и др. При этом указывает, что Батрас наиболее почитаем — «Батрасу приносят жертвы». Пфафф дает любопытные, правда, общие фольклорисг- ские характеристики эпоса, но для истории литературы они не представляют интереса. Более важны для понимания предыстории собственно литературного процесса его наблюдения над бытовыми и героическими песнями. Заметив, что героические песни осетины часто складывали о людях, погибавших в боях против феодальных притеснений и разбоя, защищая свое человеческое достоинство, Пфафф обобщает: «Я вывел заключение, что в Осетии было время, когда разбой и грабеж у них считались самым почетным занятием. Тут упоминались (в рассказе старика из села Быз Смайли Бутаева — Н. Дж.) имена знаменитых героев- разбойников Шоша, Карафа, Тепсюр, который однажды угнал у кабардинцев, один против многих, целый табун лошадей; кавдасард Чермин, который из-за наследства со своими братьями, дигорскими алдарами Тугановыми, вел продолжительную войну и заставил их признать себя старшим в роде».

Добавить комментарий