О творчестве Кубалова

И это уже не малая заслуга перед литературой. Чем же объяснить, что древнее сказание об одиноком и обиженном исторической судьбой получило во второй половине XIX века не только новое высоко художественное истолкование, но и новую жизнь, широкую популярность Дзуццати дает верный, но общий ответ: «Идея кадага отвечала требованиям. трудового народа своего времени, этим объясняется изумительная популярность его. Если бы кадаг не отражал социально-общественной правды действительности, то народ не принял бы его так близко к сердцу, Народное содержание и народная форма обеспечили кадагу долгую жизнь». Как общую формулу эту мысль можно принять. Но в чем конкретно видел «трудовой народ» правду действительности в поэме? Ведь прямое соотнесение проблем осетинской действительности второй половины XIX века с проблематикой поэмы невозможно. Цомак Гадиев неоднократно возвращался к этому вопросу в своих набросках о творчестве Кубалова. «В какой социальной среде должна была родиться эта поэзия?» — спрашивал он и в поисках ответа обратился к противоречиям осетинской действительности пореформенного периода: «В среде, % где осело и растет земледельческое население, где разруша-% ется родовая организация, но где еще эту родовую организацию идеализируют. Она родилась при феодально-монархическом режиме, не дающем вздохнуть национальностям, и интеллигенция этих национальностей должна была уходить воображением в свое героическое прошлое». И еще: «Социальная база роматнизма Кубалова: а) горская земледельческая среда в период натиска торгового капитализма и перехода от еще не изжитых условий родового быта к буржуазному: б) национальный гнет: оковы царской России; в) политический гнет; убить язык, культуру, быт».

Добавить комментарий