Об этом свидетельствует

Об этом свидетельствует надгробная надпись на так называемом Зе- ленчукском камне (XI в.), фраза на осетинском языке, начертанная греческими буквами, и показание путешественника тех времен (XIII в.) Вильгельма де Рубрука о том, что осетины — «христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников»1. Складывалась народность, культурное, экономическое и социально-политическое единство аланских племен, переходившее в устойчивое государственное образование. К началу XIII века были налицо условия, необходимые для создания непрерывной традиции духовного творчества, письменной литературы. Однако в XIII веке началась полоса монгольских нашествий, тянувшаяся два столетия и имевшая для исторических судеб алан-осетин трагические последствия. Как отмечает Скитский: «Монгольские погромы были роковыми в истории осетинского народа»2. В «Истории Северо-Осетинской АССР», написанной коллективом авторов, сказано об этом более подробно: «Многократные нашествия монголов, особенно Тимура, имели для алан тяжелые последствия. Пало аланское объединение, намного сократилось население, погибли куль- 20 турные памятники. Уцелевшая часть народа была вынуждена с конца XIII в. переселиться в горы, в труднопроходимые места»3. Словом, монгольские нашествия привели к распаду средневекового государственного образования осетин, погубили складывавшиеся культурные традиции, оборвали имевшиеся у многочисленной и могущественной народности оживленные внешнеполитические, экономические и культурные связи с ближайшими и дальними соседями.

Добавить комментарий