Общест­венное устройство

В то же время выяснилось, что утопическому идеалу, как он формулировался в системе политико­эстетических идей контркультуры, были присущи многие черты описанного Маркузе «телоса Орфея». Идеал «нерепрессивной цивилизации», в основу которого Маркузе положил «свободную орфическую чувственность», стал составной частью социальной эстетики контркультуры. Левомолодежное сознание ассимилиро­вало художественно-мифологическую схему, согласно которой «прометеевская культура» создается в результате подавления человеческой чувственно-эстетической «природы», в противопо­ложность чему орфический, пост-прометеёвский мир строится на основе свободного удовлетворения всех чувственно-эстетичес­ких влечений, иначе говоря, на основе десублимации культуры и искусства. «Орфизм», предполагающий свободное проявление всех чувственных и эстетических способностей индивида, не опосредованных «иллюзорным» художественным творчеством, становится в социальной эстетике контркультуры и воспомина­нием о некоем ушедшем в прошлое «золотом веке» и идеалом будущего. Рассмотренный под этим углом зрения мировой культурно­духовный процесс получает идеалистическую и антиисторичес­кую трактовку. По сути дела, история культуры сводится к про­тивоборству двух абстрактных сил — прометеевского разума и орфической чувственности, сегодня на Западе представленных соответственно культурой истеблишмента и контркультурой мо­лодежной оппозиции. В то же время нужно признать, что в основе этой схемы лежит определенный факт, коренящийся в природе отчужденного труда: культурно-художественное твор­чество (как и труд вообще) в условиях антагонистической фор­мации предполагает подчинение инстинктивных проявлений и спонтанных реакций индивида функциональным нормативам, обусловливающим фундаментальный организационный принцип капиталистического производства. В искаженной форме эта подчиненность и воспринимается сознанием протеста как гос­подство деспотизма рациональности (производственного рацио­нализма и рационализма досуга) над чувственностью индивида, или Прометея над Орфеем.

Добавить комментарий