Оценка Кундухова

Оценка Кундухова, его роли в судьбе осетин почти соответствует исторической правде. Одно неверно в этой характеристике мысль о том, будто бы Кундухов внес в осетинское общество сословный разлад. Здесь ошибка поэта очевидна и связана с его утопической идеей классового примирения во имя национального возрождения.

В своей книге «Ирон фиййау» Сека рядом со стихотворением «Пастух» помещает песню о Чермене, желая, видимо, противопоставить отрицательному типу исторического деятеля обаятельный образ народного героя Чермена, борца против феодальной знати.

Писателю хорошо было известно, что в борьбе с алдарами Черменкавдасард, одержав ряд частных побед, в конце концов погиб. Однако поэт свое внимание сосредоточил не на гибели героя, а на его победе в борьбе за землю. И это в духе этики и эстетики Сека Гадиева, который всегда был сторонником активной борьбы за свое человеческое достоинство и права. Отсюда его концепция образа Чермена.

Чермен был в отъезде, когда делили общественные земли. Его обделили как кавдасарда, но он заставил признать свои права силой оружия. Он сломил сопротивление алдаров Тладтовых и вспахал лучшие наделы. Поэт востор. женно сообщает:

«Тладтовых он усмирил, Боялись даже молвы о нем, И прятались от него, как дети! » Из этой контрастной характеристики двух исторических лиц Кундухова и Чермена совершенно ясно вырисовывается направленность симпатий и антипатий поэта, его идеал об щественного деятеля. При этом поэт рисует Муссу Кундухова как отрицательного деятеля в национальном масштабе, а Чермена как доблестного защитника интересов угнетенных сословий (фарсаглагов и кавдасардов). Идеальным типом деятеля национального масштаба в глазах Сека был единственный человек Коста Хетагуров, к характеристике которого он возвращался неоднократно, восхищенно рисуя его благородный образ.

Добавить комментарий