Однако Коста

Однако Коста далек был от идеализации национального характера горцев. Он отчетливо видел и его отрицательные черты, в том числе и склонность к разбою, никогда не пытался их скрывать, но ратовал за правильное их объяснение, с тем чтобы выработать верные средства их преодоления. Причины общественных явлений Коста всегда искал в социальных противоречиях, объясняя их историей и оценивая с позиций интересов народа. Поэтому причины разбойничества он видел, с одной стороны, в том, что неприспосо- бившаяся к новым условиям жизни часть патриархально- феодальной знати — «самое ничтожное меньшинство туземцев»,— «живя традициями мятежного прошлого и не-понимая еще задач культурной жизни по неподготовленности сво- пот как самому туземному населению, так, в одинаковой мере, и русскому и вместе с тем массу материального ущерба тому и другому населению в виду хронической убыли из имущества населения значительного количества рабочего скота, лошадей и овец». С другой стороны, в числе причин преступности Косга отмечал и «злую волю», не изжитые еще полностью идеалы прошлого — «удаль и молодечество», а также «бегство or кровника и каторги». Важнейшей же из причин Коста считал крайне тяжелое экономическое положение горского крестьянства: «…безземельные или имеющие ничтожные земельные наделы горцы не получая никакого дохода с земли для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей и будучи неподготовленными к другому, не земледельческому труду, в борьбе за существование легко впадают в преступления…».

Добавить комментарий