Одним из основных подходов

Наиболее поздний список имеет бумажные знаки 1818 г.)

Выделяется несколько основных подходов в рассмотрении идей Луллия. Самым ранним и определяющим в печатных изданиях было рассмотрение Луллия прежде всего как алхимика (каббалиста и мистика) и в связи с этим обязательное упоминание различных фантастических легенд из его жизни. И

Наиболее поздний список имеет бумажные знаки 1818 г.)

Выделяется несколько основных подходов в рассмотрении идей Луллия. Самым ранним и определяющим в печатных изданиях было рассмотрение Луллия прежде всего как алхимика (каббалиста и мистика) и в связи с этим обязательное упоминание различных фантастических легенд из его жизни. И хотя современными исследователями доказано, что Луллий не был алхимиком, и алхимические работы под его именем являются псевдолуллианскими, это воззрение остается господствующим и до настоящего времени не только среди «народных масс», но и среди образованной части публики. Это объясняется прежде всего отсутствием опубликованных переводов работ каталонского мыслителя, а также тем, что данное воззрение и связанные с ним легенды постоянно воспроизводятся как в литературе по истории наук (прежде всего химии), так и в собственно алхимической и мистической литературе, которая в настоящее время переводится и переиздается у нас в большом количестве [3].

Другой подход, связан с историей философии и историей логики (а также историей математической логики, кибернетики) [4].

Одним из основных подходов (особенно в последнее время) в рассмотрении русских луллианских работ было изучение их с точки зрения истории русской риторики и истории русской литературы. Шло изучение русских луллианских рукописей, а также изучение жизни и творчества Белобоцкого [5].

Не ставя задачу дать полный обзор всей имеющейся литературы по данному вопросу, отметим нескольких наиболее ранних источников, прежде не упоминавшихся в исследовательской литературе. Их авторы рассматривают Луллия прежде всего как алхимика.

Одно из первых упоминаний Луллия в российской печати встречается в переведенной с немецкого и изданной в Петербурге в 1780 г. книге И.Т. Эллера под названием «Опыт о начале и рождении металлов»: «Удивительно, что толико великие мужи сих столетий, как то Арнольд Вилленевский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Рогер Бако, Роберт Флюдд и многие другие, кажется что избрали сию науку (т.е. алхимию.- В.К.) своим превосходнейшим упражнением» [6, С.7] и несколько далее: «Впрочем, довольно известно, что еще до Парацельса три сии помянутые начала (сера, ртуть, соль.- В.К.) гораздо были известны Раймунду Луллию и Исааку Голанду» [6,С.11].

В этом же русле имя Луллия появляется и в произведениях В.Ф. Одоевского. В повести «Сильфида», написанной в 1837 г., при описании книжного собрания, унаследованного главным героем от своего дядюшкимистика, упоминаются «сочинения Парацельсия, графа Габалиса, Арнольда Виллановы, Раймонда Луллия и других алхимиков и каббалистов» [7, Т.2, С.111].

Добавить комментарий