Опомнись Джамбулат

Опомнись, Джамбулат! Перенесла я слишком много, Чтоб так бездушно разрушать Мою святыню… Бойся бога, Теперь я замужем, я мать». На эти увещевания сестры Джамбулат отвечает, как заклятый враг бедных горцев, не князей, холопов: «Жена продажного холопа И мать щенка…» В открытом бою с холопами с Джамбулата, как змеиный покров, сползают княжеская «добропорядочность» и «щепетильная честь». Горькой иронией звучат слова Фатимы в ответ на оскорбление брата: «Позорна, князь, такая злоба…» Джамбулат, вступивший в союз с «ночью темной», уходит, грозя кровной местью. Возвращается Ибрагимрядовой горец, бывший холоп. Он противопоставлен Джамбулату не только по своему социальному положению, но и по всему своему облику. Джамбулат — праздный болтун и хвастунишка, мстительный и злой эгоист. Ибрагим сдержан, внутренне благороден. В любви он человечен и бескорыстен. Звериному эгоизму Джамбулата противостоит благородное и возвышенно-человечное чувство Ибрагима. Чтобы чем-нибудь скрасить нелегкую трудовую жизнь любимого человека, он «всегда расходует свой труд». Весть о возвращении Джамбулата Фатима сообщает как страшную беду, ворвавшуюся в их дом. Отныне в их жизнь вошли люди, существование которых основано на праздностЬ, на преступлении. Тема трагической развязки «боя с холопами», начатого княжеским последышем — Джамбулатом, в поэме предваряется широким полотном — описанием летнего пейзажа в горах. Красота роскошной природы резко контрастирует с тем безобразием, жестокостью и несправедливостью, которые вносятся в жизнь человеческого общества социальными противоречиями: нищетой одних и богатством других, изнурительным трудом одних и праздной беспечностью других, а в данном ‘конкретном случае княжеским последышем — убийцей из-за угла.

Добавить комментарий