Определяющее влияние на Гундисальво

Вероятнее всего, считает философ, что их творят ангелы. Так что бог здесь «царствует, но не правит». О склонности к деистическим, а в пределе и к пантеистическим установкам свидетельствовала также попытка решения им вопроса о времени или о процессе сотворения душ. Он отвергает совечность душ миру, полагая, что в ожидании

Вероятнее всего, считает философ, что их творят ангелы. Так что бог здесь «царствует, но не правит». О склонности к деистическим, а в пределе и к пантеистическим установкам свидетельствовала также попытка решения им вопроса о времени или о процессе сотворения душ. Он отвергает совечность душ миру, полагая, что в ожидании сотворения тех вещей, которые должны были бы оживлять и совершенствовать сообразные им души, эти последние невольно пребывали бы в праздности, в то время как в природе нет ничего праздного. Души, таким образом, творятся со временем, день за днем, при том, что их творение не есть творение во времени, поскольку во времени творится то, что имеет своим началом «другие вещи», то есть оформленную материю, тогда как душа сотворяется «из ничего», хотя она и образована из материи и формы, при том, что материя во всех этих «истинных субстанциях» одна, а формы – разные.

Определяющее влияние на Гундисальво идей «Источника жизни» Ибн-Гебироля заметно, хотя и в меньшей степени, и в трактате «О бессмертии души» (De immortalitate anima), в котором мы обнаруживаем связи с трактатами Аристотеля «О небе» и «О порождении и распаде».

Идея бессмертия души, полагает Гундисальво, лежит в основании человеческого благоразумия и любви к богу, поскольку через идею бессмертия человеческой души свидетельствуется мудрость и доброта бога, который ведает о тяготах земного пути людей и дарит им надежду на будущую жизнь как на достижение подлинного счастья в награду за их добрые дела на земле.

Аргументация Гундисальво в пользу бессмертия души сводится к следующим положениям: 1. Действие человеческой души тем меньше зависит от тела, чем больше в ней благородства, именно умственной способности (силы). Полнота последней служит отделению души от тела и обретению вечности сущностью души. 2. Сущность человеческого понимания не зависит от тела по причинам, изложенным ранее: ослаблению физических сил людей с возрастом противостоит максимизация их умственных сил и возрастание умственной деятельности. 3. Умственная субстанция принадлежит к субстанциям, форма которых нетленна, ибо тленны только материальные формы. Ум получает образы из материальных форм, не обладая при этом ни одной из них, подобно тому как глаз воспринимает образ некоего цвета, не принимая цвета воспринятого образа. 4. Всякое порождение и разрушение и вообще конфликт между противоположностями может иметь место в материи, но не в нематериальном. 5. Всякое естественное движение целеположено в пределах своего земного самоосуществления.

Добавить комментарий