Ор­тодоксальный психоанализ

Строго говоря, речь в данном случае идет не столько об с его «расшифровкой» произведения искусства как формы изживания сексуальных комплексов, сколько о некоторых современных леворадикальных интерпре­тациях фрейдизма. Камнем преткновения здесь является изна­чальная двойственность в учении Фрейда — противопоставление внутри психоанализа медицинской психотерапии и общей тео­рии культуры. Сам Фрейд писал, что «медицина не может пре­тендовать на монополию в психоанализе; с недавнего времени он делает все возможное, чтобы уничтожить эту монополию» !. И действительно, популярность психоанализа на Западе росла пропорционально его отходу от своих первоначальных меди­цинских задач. Интерес к фрейдизму особенно увеличивается после второй мировой войны и растет вплоть до 60-х годов, ког­да, по словам Р. Кинга, он превращается в «эрзацрелигию» за­падной интеллигенции и по популярности напоминает моду на «Закат Европы» пссле первой мировой войны. В этот период появляются разнообразные интерпретации фрейдовской теории культуры и искусства, которые все были так или иначе связаны с изначальной двойственностью в ме­тодике и теории психоанализа. Дело в том, что, с одной стороны, терапевтическая задача психоанализа сводится к лечению не­вротических расстройств в психике индивида, чтобы он мог продолжать функционировать как «здоровый» элемент общест­венной системы. С другой стороны, в метапсихологии Фрейда невроз получает объяснение не как функциональное заболевание, обусловленное случайными причинами в раннем детстве, а как закономерное следствие подавления первичных внесоциальных чувственных влечений человека в условиях «репрессивной» культуры.Как известно, цензорскую функцию культуры Фрейд считал единственным карантином против разгула деструктивных пер­вобытных инстинктов. Однако — и в этом по крайней мере пра­вы леворадикальные интерпретаторы Фрейда — из фрейдовского рассуждения логично вытекают два противоположных вывода.

Добавить комментарий