Органическая связь

Иванов напоминает, что об органической связи искусства и религии в мифе он писал еще до того, как это было осознано и прозвучало в творчестве современного поколения поэтов. Воплощение символа в мифе есть возвращение к народной стихии, преодоление индивидуализма и претворение всенародного искусства. Одновременно здесь происходит преодоление идеализма и замена его мистическим реализмом. Поэтому «исконные представители символизма» пытаются сочетать его с концепцией реализма, служащего цели ознаменования действительности и раскрытия ее истинного смысла. В этом смысле мы должны оценивать символизм не только с эстетической точки зрения, но, найдя несомненно в нем присутствующий почин мифотворчества, признать нарождение нового религиозного сознания, становящегося делом соборной души.

Тему взаимоотношения реалистического и идеалистического методов творчества Иванов развил и в диахроническом плане. В статье «Заветы символизма» он рассматривает развитие новейшей поэзии как тезу, антитезу и синтез. Первый этап теза характеризуется в символизме доверием к миру: «стройные соответствия были открыты в нем и другие, еще более загадочные и пленительные, ожидали новых аргонавтов духа»Учение В. Соловьева о теургическом смысле и назначении поэзии было близко смыслу творчества символистов второй волны. Символизм не хотел и не мог оставаться только искусством и стремился к осуществлению завета Соловьева о художественном «пресуществлении жизни».

Добавить комментарий