Ощущение возвышенного

В первом случае воля угасает, сменяясь чистым познанием, чистым интеллектуальным созерцанием, во втором она наоборот выступает со всей ясностью, однако не как конкретное желание, а в целом. Т. е. если красота принадлежит представлениям, ощущение прекрасного сопровождает познание, то ощущение возвышенного говорит о соприкосновении с самой вещью в себе. Эстетическое чувство возвышенного рождается тогда, когда познающий субъект познает самое волю, и познает ее как собственную глубинную суть и как суть всего мира. Таким образом, для Шопенгауэра возвышенное чувство сопровождает высший способ познания: в нем раскрывается весь ужас мира, и оно напрямую граничит с искомым, желанным освобождением полным отрицанием воли. Поскольку осознание и отрицание воли достигается философским мышлением, то философия наиболее ясное проявление возвышенного, и, согласно тем же определениям, философия самого Шопенгауэра в наибольшей мере принадлежит к этой сфере.

В определениях возвышенного Шопенгауэр почти полностью соглашается с Кантом, повторяя даже те же самые примеры. Однако то, что для Канта основывалось на нахождении в себе сверхчувственной способности, возвышающей над собственной чувственной природой к сверхчувственной свободе, т. е. то, что напрямую соотносилось со сферой морали, дляШопенгауэра выступает в совсем другом свете. Мост в сферу морали здесь также присутствует но в сферу совсем иначе определенной морали, такой, где главным понятием оказывается не свобода и связанный с ней нравственный закон и долг, но необходимость, страдание и сострадание как временное освобождение из оков собственного эгоизма.

Добавить комментарий