Ослабление жизненного инстинкта

При этом подавление Эроса ведет к, который Фрейд называл «строителем культуры», и тем самым — к усилению разруши­тельного импульса в результате изменения баланса между Эро­сом и Танатосом. Между тем, как писал Фрейд, «вопрос судьбы рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию куль­туры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей» *. Судьба искусства, культуры и самой цивилизации ока­зывается как будто под вопросом. Как же пытается решить эту проблему социальная эстетика контркультуры Социально-эстетическая утопия «нерепрессивной культуры» Как известно, сам Фрейд свою задачу формулировал доста­точно скромно. Согласно высказыванию Стефана Цвейга, он хотел сделать человечество не более счастливым, а лишь более сознательным. По сравнению с терапевтической функцией пси­хоанализа замысел контркультуры, дающий фрейдизму левора­дикальную трактовку, куда более радикален — сделать челове­чество не только сознательным, но и счастливым, не только познать действие репрессивных социокультурных механизмов, но и полностью их уничтожить. Возможность «нерепрессивной культуры» сами левые ради­калы называют «скрытой тенденцией психоанализа» и обосно­вывают ее существование при помощи пересмотра фрейдовского представления о репрессии. Объективный аспект принуждения, который для Фрейда свойствен всякой культуре как специфи­ческому «обобществлению» и преобразованию индивидуальных чувственных влечений, здесь истолковывается как неблагопо — лучность и порок конкретной западноевропейской, прометеев­ской культуры, основывающейся на репрессивном подавлении орфической чувственности.

Добавить комментарий