Отчетливое выражение

Воля и представление. К изложению эстетической концепции Шопенгауэр приступает в третьей части «Мира как воли и представления», посвященной представлению, независимому от закона основания, следующей за рассуждением о представлениях зависимых от закона основания и о собственно воле.

Отчетливое выражение эта концепция получает у Канта, в учении о «вещи в себе» и явлении. Мир лишь явление. Явления объект познания, объект кантовского «теоретического разума», т. е. науки. Здесь мы можем исследовать их безгранично, составлять отчетливые логические понятия о них, здесь все просто и ясно. Но «вещь в себе» этим даже не затрагивается. Никакие взаимосвязи явлений не высказываются напрямую о «вещи в себе», ее не вывести из них.

Но именно она и занимает Шопенгауэра более всего. В отличие от чистого рационального критика Канта, Шопенгауэр определяет «вещь в себе». Он утверждает: у нас есть подсказка для ее определения. То, что скрывается под явлениями, под представлениями, есть воля. Не было бы воли, желания не было бы представлений. Мир иллюзия, порожденная желанием. Этот вывод совпадает с мудростью древних индийцев.

Воля всеобщая, единая, безличная, всегда одна для всех представлений, общий для всего порыв. В каждом представлении являет себя вся воля, только на разных ступенях своей объективации. Индивидуация иллюзорна, она связана с телом, с материальными явлениями. В каждой жизненной форме, в каждом организме, в каждом человеке являет себя вся воля как таковая. Индивидуальность есть явление вещи в себе, т. е. воли.

Добавить комментарий