Открытое произведения

Так, в недрах романтизма зрела поэтика «открытого произведения», создающая новый тип отношения между художником и публикой и в полной мере реализованная в искусстве и эстетике уже в конце XIXXX веках. Она стимулировала личность воспринимающего не как потребителя художественной информации, а как истолкователя, которому для понимания произведения надо погрузиться в самого себя, становясь тем самым соавтором совместно добытого художественного смысла.

Для того чтобы такой контакт стал возможен, автор должен быть, по словам Вордсворта, «человеком, беседующим с людьми», приближая свои чувства к их жизненным переживаниям. Но все же, поскольку романтики не могли не чувствовать реального порога непонимания, разделяющего их с обыкновенной публикой, вкусы которой были сформированы совсем другим искусством, приучившим ее к инертности восприятия, они обращались скорее к идеальному, чем к реальному воспринимающему. Не удивительно, что наиболее «посвященными» читателями романтики считали друг друга или даже самих себя, а их литературные тексты содержали в себе множество проявлений диалога автора с собой и понимающим собеседником (курсив, лирические отступления, критические замечания).

Художественная форма. Проблема создания формы произведения искусства стала камнем преткновения романтической эстетики, ведь в глубине души романтики считали, что творческий процесс происходит в сфере духа, а не в области работы с языком. Теоретические рассуждения о форме велись в основном по двум направлениям какой не должна быть художественная форма и какой она должна быть в принципе. В первом случае критике подвергался язык эстетики классицизма с ее нормативными правилами построения языка, предваряющими рождение конкретного произведения. Такая форма именовалась механической и признавалась «мертвой», так как не соответствовала идеалу органического развития.

Добавить комментарий