Озабоченный судьбой своего народа

И хотя содержание его выходит далеко за пределы такой установки, этнографическое в нем занимает значительное место. Писатель захватывает широкий круг явлений: домашний быт и обряды, верования и космогонические представления, предрассудки и предубеждения, эстетический обиход и обычное право. Много внимания уделено нихасу — «форуму аула», где происходит неофициальное обсуждение и решение общественных и частных дел». Не ускользнуло от внимания писателя и спесивое предубеждение бывших узденей, знати, о своем превосходстве перед бывшим «низким» сословием: «Высшее сословие считает унизительным для себя ходить на холм (место «аульского форухма» — Н. Дж.). Неоднократно возвращается писатель также к описанию, анализу и оценке взаимоотношений между старшими и младшими. Он выделяет два понятия: ужздандзинад (благородство) и каесдаердзинад (обязанности младших перед старшими по этикету). В этих понятиях Кануков четко различает то, что разумно, что соответствует подлинному благородству в человеческих отношениях, и то, что стало предрассудком, превратившим уважение в прислужничество и подобострастие, разумную этику — в формальности этикета. Он отвергает в этике и этикете традиционные предрассудки и признает в них лишь то, что соответствует потребностям действительной жизни человека в данных условиях. Кануков широко интересуется этнографией, но не как ученый, а как писатель, озабоченный судьбой своего народа в современной ему, сложной и еще неустоявшейся действительности. Поэтому особенно внимателен к тем обычаям, которые давно вошли в плоть и кровь народа, пронизали все его мироощущение, а между тем исторически изжили себя и в новых условиях превратились в свою противоположность, стали «вредными обычаями».

Добавить комментарий