Пассивный (passivus) разум

Пассивный (passivus) разум есть способность восприятия (potentia receptiva), его функция – рациональное познание вещей посредством интенциональных видов, подготовленных активным разумом. «Пассивным» он называется, как разум сам по себе («в чистом виде»), лишенный любых видов и состояний, но имеющий способность познавать все это.

Познание, с точки зрения Суареса,

Пассивный (passivus) разум есть способность восприятия (potentia receptiva), его функция – рациональное познание вещей посредством интенциональных видов, подготовленных активным разумом. «Пассивным» он называется, как разум сам по себе («в чистом виде»), лишенный любых видов и состояний, но имеющий способность познавать все это.

Познание, с точки зрения Суареса, есть выражение жизненной природы мыслящего существа. Поэтому действие пассивного разума имеет имманентный, жизненный характер. Пассивный разум познает свободно, «по собственной природе».

Ratio – понятие, которое, во-первых, означает разум как простое, непосредственное, интуитивное интеллектуальное познание. Такой разум посредством простой интуиции познает (cognoscit simplici intuitu), например, «первые принципы в естественном свете» и делает дедуктивные выводы из них

Поскольку ratio рассматривает, с одной стороны, вещи божественные и вечные, а с другой, сотворенные и человеческие, Суарес говорит о познаниисозерцании (ratio superior) и о познанииоценке наших действий посредством познанных первых принципов (ratio inferior).

Весьма часто мы употребляем еще одно понятие – mens. Оно подчеркивает достоинство (dignitas) нашего разума и используется для обозначения его интеллектуальной способности, силы, возможности (potentia intellectiva).

Помимо этого, в разуме различают две сферы или части – сферу знания (pars scientifica) и сферу мнения (pars opinativa). Первая созерцает необходимое, вторая имеет своим предметом случайное. И вновь Суарес подчеркивает: речь идет о единой способности разума, имеющей различие лишь в объектах.

Intellectus adeptus – еще одно «имя разума», которое используют для обозначения его во всей полноте, когда он достигает возможных пределов. Если такое состояние доступно человеческому разуму, то это разум святых и блаженных.

О практическом и спекулятивном разуме Суарес также говорит, как о различных сторонах единого целого, различающихся акцидентально. Предмет спекулятивного разума и, соответственно, «теоретических наук», составляют наиболее общие принципы и понятия. Высшей наукой такого рода является метафизика, предмет которой, как нам известно, – сущее как таковое. Практический разум, напротив, сосредоточен на познании единичного. Предметом «практических» наук является жизненный мир индивидуальных вещей, пребывающих в постоянном движении. Действие, движение, изменение –характерные черты материальных единичных сущих, а их изучение относится к ведению практического разума.

Добавить комментарий