Патриархальный мир

Бритаев интересуется именно этим вопросом безусловно большим и важным. Но писатель решает его в замкнутом ряду этических понятий, без глубокого и всестороннего анализа. Автор сам стоит на позициях крестьянинагорца, и это ограничивает его мысль.

В «Побывавшем в России» и «Лучше смерть, чем позор» Бритаев мораль патриархального мира сравнивает с явлениями, явно не приемлемыми, отрицательными. Поэтому создается впечатление, будто он идеализирует патриархальный уклад жизни и морали, превосходство которых очевидно. На самом деле этого нет. Здесь самый характер сопоставления не допускает иного освещения. Когда же Бритаев переходит к анализу и оценке патриархального уклада жизни и морали как системы поведения личности, взаимоотношений между людьми, он подвергает суровому осуждению многие черты этого уклада жизни и этой морали.

Однако к этому писатель пришел позднее, под воздействием идей первой русской революции, которая имела громадное значение для дальнейшей творческой деятельности писателя.

Грозные волны первой русской революции докатились и до окраин империи. Безземельное осетинское крестьянство, всячески притесняемое царскими властьями, местными землевладельцами и кулачеством, а также пришлыми капиталистами и купцами, было охвачено страстным желанием революционного hhcj провержения существовавших порядков. Немногочисленный рабочий класс Осетии смело выступал за свои экономические и социальнополитические права. Интеллигенция (учительство, студенчество и др.) также возвысила свой голос за социальные и национальные интересы народа. Осетия в 1905—1906 гг. была охвачена пламенем революционных восстаний, стачками и забастовками, массовыми демонстрациями и митингами. Трудящиеся массы открыто и откровенно выступали с революционным волеизъявлением.

Добавить комментарий