Переживание Мансурова

Мамсуров искренне и тяжело переживает этот раскол. .Процесс расслоения для него неожидан и мучителен оттого, что с ним рвутся узы дружбы и единства. Трагедию переселения он тоже воспринял как раскол единого народа. Но тогда насилием оторвали людей от Родины. Ныне в день насилия без силы Вы на две части раскололись, — обращается Родина к своим сынам в «Думах». Частями, группами разбрелись, Гибнет, гибнет наше потомство! — горестно сетует старший из «Двух товарищей». Здесь же, в Турции, раскол происходит по доброй воле одних из друзей. Карьера, богатство и знатность, словно вражеские сабли, разрубили единый народ на части. Друг, к которому обращается поэт в одноименном стихотворении, достиг высоких чинов («Дае цин ысхыст уаелае- .мае»), и стал пренебрежительно сторониться друга: Ты — большая власть (начальник), я — маленький, Ты уже гнушаешься мною. И думаешь; «Он нуждается. Опять о своих бедах заговорит, Мухаджир привычен просить, Как бы не попросил вола». «Большой власти», спеси и богатству потерянного друга .поэт противопоставляет честь труженика, трудовой хлеб и верность далекой Родине: Не трать понапрасну свой ум, Мой обет ясен и открыт: Моя душа и мое добро Нашей милой родине посвящены. Ты и сам знаешь меня: В бедности я не живу — Мой топор и моя коса Хлеб насущный для меня добудут. Это уже открытый разрыв с людьми «большой власти, богатства, чинов, спеси. Открытый переход на сторону людей, добывающих хлеб «топором и косой». Невозможно указать, когда произошел этот разрыв душе, в мировоззрении Мамсурова, принадлежавшего по происхождению и воспитанию к знати.

Добавить комментарий