Первые трактаты о живописи в Италии

Первые трактаты о живописи появились в Италии. В XV веке их было всего два. В 1435 году Л.-Б. Альберти написал трактат «О живописи», а на рубеже XV и XVI вв. Леонардо да Винчи написал трактат, который хотя и не был издан, но имел широкое хождение в копиях отдельных его

Первые трактаты о живописи появились в Италии. В XV веке их было всего два. В 1435 году Л.-Б. Альберти написал трактат «О живописи», а на рубеже XV и XVI вв. Леонардо да Винчи написал трактат, который хотя и не был издан, но имел широкое хождение в копиях отдельных его частей и был известен как в Италии, так и в других странах. В 1509 году издаётся «Трактат о живописи» Франческо Ланчилотти и в период с 40-х годов до последней четверти XVII столетия было написано более двадцати теоретических произведений посвящённых проблемам одной только живописи. Кроме того, в некоторых сочинениях живопись рассматривается в ряду других искусств.

Для Испании как ни для какой другой страны характерен необыкновенный интерес к искусству живописи. Многочисленны в разного рода литературных произведениях высказывания о живописи, художниках и отдельных картинах. По проблемам живописи писали художники, учёные, писатели, теологи.

Первая книга о живописи в Испании была написана португальским художником Франсиской де Оландой (ок. I5I7-I584). Тесные связи с Испанией этого живописца, рисовальщика, автора архитектурных проектов и теоретика позволяют рассматривать его трактат в контексте испанской художественной теории. В 1548 году Оланда написал книгу «О древней живописи». Предположительно существовало три авторских рукописных экземпляра трактата. Одну копию автор сделал для португальского короля Жуана III. Вторая была послана в Кастилию для перевода на испанский язык. Перевод был сделан в 1563 году испанским живописцем португальского происхождения Мануэлем Денисом. Манускрипт был опубликован впервые только в конце XIX века. В 1918 году он был напечатан в виде книги и в 1930 году переиздан. В 1969 году предпринято новое издание книги. Испанский перевод трактата увидел свет только в 1921 году.

Трактат состоит из двух книг. Первая книга посвящена теоретическим проблемам и состоит из 44 глав, которые можно сгруппировать следующим образом. В первых тринадцати главах обосновывается искусство живописи, рассматривается её история, сравнивается древняя и новая живопись и говорится о путях, которые ведут к становлению живописного мастерства. Главы с 14 по 19 и с 34 по 41 посвящены вопросам теории живописи, среди которых такие ключевые понятия во всей последующей европейской художественной теории как idea u invenzione. В остальных главах речь идёт о технических проблемах живописи. Вторая книга включает четыре диалога, которые автор предположительно вёл в 1538 году в Риме по проблемам живописи с известными людьми, в числе которых были художники Микеланджело и Джулио Кловио, гуманист Латтанцио Толомей, выдающаяся представительница ренессансной культуры поэтесса Виктория Колонна.

Добавить комментарий