Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании

О начале историко-философских исследований в Испании и об условиях, в которых они проводились, см. кн.: Журавлев О.В. «Пути и перепутья», гл.III. Акцентирование «причины дискредитации» испанской философии на родине, так и не раскрытой Лаверде, объясняется, на наш взгляд, с одной стороны, его негативным отношением к взглядам ортодоксальных католических схоластов, а также некоторых либеральных историков философии (таких, например, как М.де ла Ревилья, Х.Перохо) на этот вопрос, а с другой, сдержанностью «доброго католика».

Бальмес (Balmes) Урпия, Хаиме Лусиано (1810-1848) – каталонский священник, теолог, юрист, математик, общественный деятель, близкий к королевскому двору, политический публицист. Основал несколько периодических изданий. Во взглядах Бальмеса противоречиво соседствовали спиритуализм и традиционализм с интересом к философскому рационализму и опытному познанию, к политическим, экономическим и философским учениям Сен-Симона, Фурье, Оуэна, А.Смита, Мальтуса, Дестюта де Траси. О Бальмесе см. кн.: Журавлев. О.В. «Пути и перепутья», гл. I.

Лаверде имеет в виду упоминавшегося ранее М.Менендеса-и-Пелайо, выдающегося просветителя, историка испанской литературы, науки и философии. В огромном литературном наследии Менендеса Пелайо (составившем 65 томов его сочинений исследовательского характера, дважды выходивших Национальными, то есть государственными, изданиями — во втором десятилетии века и в 1942-1964 гг.) историко-философской теме посвящены следующие труды: «Испанская наука» в 3-х томах (1876-1887); «История испанских еретиков» в 6 томах (1880-1882); «История эстетических идей в Испании» в 5 томах (1883-1889); «Очерки философской критики» (1948).

Добавить комментарий