Подчинение кинематографа

Подчинение кинематографа капиталу скрывает и извращает его революционный потенциал. Актер превращается в культовую фигуру, вокруг него создается фальшивая аура, возникает и укрепляется новый ритуал, вновь отводящий публике пассивную роль потребителя. Массовая культура капитализма основана на мистификации масс. Индустрия массмедиа подстегивает интерес масс к иллюзии, лишая их доступа к участию в тех художественных практиках, которые отражали бы их действительные интересы. Беньямин показывает, как фашизм использует средства кино для достижения своих целей. В условиях капитализма роль кино может быть не только не прогрессивной, но даже опасной. Эта опасность оборотная сторона его больших, чем у прежних форм искусства, возможностей. Искусства, предназначенные для созерцания, не обладают такой суггестивной и шокирующей силой, как кино, захватывающее сознание зрителя, вовлекающее его в поток образов, не дающее отстраниться от происходящего на экране. По этой причине пропагандистская ценность кино гораздо выше, чем у статичных искусств, предназначенных для созерцания.

Борьба за лояльность масс главная борьба нашего времени не может обойтись без стремления завладеть новыми средствами массовой коммуникации. Важнейшая идея Беньямина, предвосхищающая современные медиатеории, заключается в том, что подобно тому, как в марксистской теории революция обусловливается развитием производительных сил, так и в искусстве художник должен стремиться к ре волюционизации существующих сил художественного производства. Беньямин гораздо глубже Сартра понимает проблему ангажированности, которая не сводится к передаче правильного, революционного содержания, а предполагает радикальные преобразования на уровне формы и средств сообщения, изменяющих восприятие и социальные отношения между автором и зрителями.

Добавить комментарий