Постановка вопроса

Близкую, но не совсем такую, как у Ричардса, постановку вопроса об эстетическом опыте мы находим у Д. Дьюи. В своем главном труде по эстетике, «Искусство как опыт», написанном спустя десять лет после «Принципов литературной критики» Ричардса, Дьюи стремился избежать тех ошибок своего предшественника, которые к тому времени стали очевидны. Главная из них, по мнению Дьюи, та, что Ричардс не выявляет органической целостности произведения искусства, а его универсальный ключик «синестезия» не смог разомкнуть тайну красоты. Действительно, просто сказать, что эстетический опыт рождается в результате синтеза разных ощущений, значит сказать о нем слишком мало. Ни теория вчувствования, ни психологизм Ричардса не преодолевают субъективизма, превращающего художественное выражение в простую аффектацию чувств, возбуждение эмоций. Соответственно Дьюи ставит перед собой задачу преодоление психологизма. По его мнению, красота не просто психологический эффект опыта, она есть свойство автономного художественного произведения.

Как считает Дьюи, надо противопоставлять не науку и искусство, а те формы практики, которые не пронизаны интеллектом и не дают непосредственного удовлетворения, тем, которые полны непосредственно ощутимого смысла. Эстетическая теория должна показать, что ни практическое, ни интеллектуальное не являются врагами эстетического. По мнению Дьюи, эстетическое начало появляется в любом опыте, который развивается через аккумуляцию каждой предыдущей стадии в последующую, что приводит к насыщению его концептуальным и эмоциональным смыслом, сведению воедино всех тех компонентов, которые в разрозненном виде присутствуют и в других видах опыта.

Добавить комментарий