Превращение «свободного» капитализма в «организованный»

Согласно Маркузе, эти изменения связаны с Цель «репрес­сивной сублимации счастья» состоит в том, чтобы исключить все остатки бессознательных побуждений даже там, где они каса­ются чувственного удовольствия — традиционного оплота «Оно», место которого занимает «рациональная» организация челове­ческого отдыха и наслаждения — «Я-удовольствия». Репрессив­ные механизмы цивилизации распространяются на ранее оста­вавшиеся суверенными области психики: «прогресс» цивилиза­ции теперь выражается не в переходе от бессознательного к сознанию, а в придании самому сознанию черт бессознательно­го автоматизма.

Одним из наиболее характерных проявлений этой законо­мерности культурно-духовного развития современного капита­лизма с этой точки зрения может служить феномен так назы­ваемой «массовой» культуры и «массового» искусства. Если прежнее «высокое» искусство было косвенным выражением, «зашифровкой» бессознательных чувственных влечений худож­ника, то нынешнее буржуазное «массовое» искусство представ­ляет собой сознательную, «рациональную» манипуляцию пота­енными чувствами аудитории, цель которой — направить их в заранее определенное русло, лишить «взрывного», опасного для общества потенциала.

Однако «массовая» культура и искусство несут, согласно по­литико-эстетической концепции контркультуры, и другую, го­раздо большую опасность. И здесь теоретикам контркультуры приходится воспроизводить такие ходы мысли, которые одно­значно диктуются им заимствованными фрейдистскими элемен­тами. Дело в том, что, согласно психоаналитической доктрине, наряду с врожденной сексуальностью человеческая культура вынуждена преобразовать и канализировать второе бессозна­тельное влечение — инстинкт смерти — Танатос. В процессе социализации Танатоса влечение к саморазрушению преобра­зуется в экстраецированную агрессивность, являющуюся при­чиной войн, насилий, преступлений. Однако «не существует социальной организации инстинкта смерти, подобной организа­ции Эроса, это объясняется теми глубинами, на которые дей­ствует Танатос: лишь некоторые его производные поддаются контролю» . Лишь частичное социализированное удовлетворе­ние Танатос получает в направленной на подчинение внешнего объекта агрессивности, в частности в научно-техническом по­корении природы.

Добавить комментарий