Приток иностранцев

В прошлом национальное, и следовательно культурно-психологическое единство японцев обеспечивалось относительной их изоляцией, их сознательными и самоконтролирующими действиями по ограничению проникновения в страну чужого. Особое внимание уделялось регулированию притока иностранцев. Причем, чаще для этого не было необходимости принимать какието административные меры. Чужестранцы в силу чисто психологических причин не были способны раствориться в японском обществе или стать его органической частью и потому предпочитали уезжать из Японии. Таковой была участь практически всех европейских эмиграций до последнего времени, особенно двух русских потоков — после революции и второй мировой войны.

Традиционно неприятие иммиграции в Японии носшю характер скорее не расовых, а культурных предубеждений, опасений, что она может испортить качество японского общества, привести в расстройство его культурнопсихологическую целостность. Именно этим объясняет А. Н. Мещеряков противодействие иммиграции в Японию в VIVIII веках из Китая и Кореи. Иммигранты, представляя низшие или средние слои в своих обществах, пытались сразу же внедриться в японскую элиту, фальсифицируя свое происхождение, доказывая, что они ведут свой род от императоров10и богов. Это, естественно, приводило к дестабилизации общества.

Японский социум в настоящее время находится в мучительных поисках оптимального соотношения между необходимостью сохранения национальной однородности и неизбежностью увеличения числа иностранцев, постоянно проживающих в стране. При этом нынешняя иммиграция — совершенного другого порядка, в ней все больше преобладают азиаты, представители близкой японцам культуры восточноазиатского типа. Пока японской культуре удается успешно переваривать новый человеческий материал, однако со временем число иностранцев может достичь критической массы.

Добавить комментарий