Проблемы пореформенной поры

Хотя, как мы видели, ему свойственны прорывы в тематику и проблемы пореформенной поры, в настроения и миропонимание осетинского патриархального крестьянства в эту эпоху. Мамсуров не только по мировоззрению (по эстетике и этике), но и по художественной практике стоит на стыке двух эпох. Мы ясно прослеживаем связи его мировоззрения и художественной практики как с дореформенным, так и с* пореформенным этапами в развитии культуры и самосознания осетинского народа. В эстетическом обиходе осетин до Мамсурова мы видим господство эпоса, лиро-эпических героических песен, песен бытового, лирического, обрядового и сатирического жанров. Поэзию Мамсурова трудно соотнести с каким-ннбудь видом из этого разнообразного репертуара. Речь может идти скорее всего о том, что осетинская народная поэзия и народное красноречие, весь стилистический арсенал народа послужил для него той художественной почвой, на которой выросло его индивидуальное искусство, а народная трагедия 1865 года и народные настроения, вкусы, миропонимание, симпатии и антипатии, нужды и заботы дали содержание его поэзии.. Темырболат называет свои стихотворения песнями — зарджытэе, но подчеркивает: «Ирон зарджытае» — «Осетинские песни». Для поры становления национального самосознания и национальной литературы это подчеркивание естественно и характерно. Так, Коста Хетагуров называет свой первый и единственный сборник стихов «Иоон сЬаендыр», «Осетинская лира», Сека Гадиев — «Ирой Фыййау». «Осетинский пастух». Может быть, не задумываясь над этим, Мамсуров создал новый жанр, жанр стихотворения, хотя и подчеркивал преемственную связь своих произведений с жанром народных песен.

Добавить комментарий