Произведение искусства

Разрешение этого парадокса Беньямин пытается найти в эссе «Произведение искусства в эпоху его механической воспроизводимости». Разрушаемая новыми технологиями аура как раз и была источником ценности в деградирующем мире, источником очарования для коллекционера, рассказчика, переводчика, фланера. Это очарование давало основание их действиям и в то же время превращало в аллегорию рыночных стратегий. Беньямин объявляет войну этому понятию, обнаруживая сходство ауры с идеологией. В своем эссе Беньямин пытается осмыслить такое отрицание, которое не могло быть ассимилировано тем, что оно отрицает. Беньямин радикальнее, чем Маркс, воспринял идею о том, что капитализм содержит в себе собственное преодоление, это преодоление заключается не в сопротивлении и революции, а в усилении и ускорении. Беньямин дает эскиз новаторской эстетики шока, противостоящей традиционному пониманию эстетического опыта как опыта покоя и умиротворения. Искусство не должно стоять в стороне от живых социальных отношений. Беньямин рассчитывал на новые формы и новое осмысление роли искусства и художника, на разрушение традиционных барьеров между художником и публикой. Он остро осознавал культурный кризис в межвоенной Германии, сопровождавшийся распространением фашизма. Результатом этих перемен стало для Беньямина осознание невозможности для интеллектуала и художника оставаться вне социальной борьбы. Беньямин высоко оценивает потенциал демократизации медиакоммуникаций и искусства, заложенный в технологии механического воспроизводства. Если прежде доступ к искусству и информации имели только привилегированные классы, то благодаря современным технологиям становится возможным вовлечение масс в культуру и политику, возникает массовая культура и массовая политика.

Добавить комментарий