Противопоставление новой ориентации молодежи традицион­ным ценностям голливудского кинематографа

Оно как наиболее адекватного выражения «американского образа жизни», звучав­шее в фильме Денниса Хоппера, скорее, как сопутствующий мо­тив, во многом определяет специфическое место именно кино­искусства в «конфликте поколений». Диалектическое исследо­вание этого столкновения двух противоположных систем цен­ностей мы находим в ленте Артура Пенна «Ресторан Алисы», созданной в том же 1969 году на основе цикла песен Арло Гат­ри, исполнившего здесь одну из главных ролей. Как и в песне, давшей фильму название, авторы развенчали идеалы «общества процветания»: антипотребительское отношение к жизни служит для героев решающим свидетельством подлинного богатства че­ловека. Не случайно мы оставляем героиню в переломный мо­мент — для нее наступает новый период: замужество (пусть карнавально-пародийное, в купленной и вновь выставленной для продажи небольшой разоренной церкви) знаменует переход от свободной (и неустойчивой) молодости к стабильной (но беспер­спективной) зрелости. Теперь у Алисы, вероятно, будет свой кусок земли, хозяйство, дети, но не останется прежних друзей, которые, как «беспечные ездоки», вновь разъезжаются по доро­гам. Тем самым Артур Пенн — представитель если еще не стар­шего, то уже среднего поколения художников — свидетельствует о преходящем характере «нового образа жизни», который при этом не теряет своей привлекательности. Отсюда и своеобразная элегическая интонация картины. Эти американские примеры наиболее характерны потому, что в кино США острее всего ощущается диктат буржуазной про­мышленности и антагонизм «индустрии культуры» и контр­культуры сказывается и во внутренней структуре произведений и в их отношении к традиции.

Добавить комментарий