Работы по эстетике

Маркс не написал систематических работ по эстетике, но его философия выстраивается вокруг интуиции о сущности искусства. Основатель научного социализма начинал как поэтромантик, протестующий против «каменного чудища» бездушной цивилизации. В заметках Маркса студента прекрасная форма в искусстве отображает свободу человеческого сознания, которая имеет основание в свободной, органичной общественной жизни. Например, эстетическое совершенство греческого искусства связано с демократией античного полиса, а исторические эпохи страха и деспотизма характеризуются господством бесформенных, враждебных подлинной красоте религиозных образов. Маркс говорит о фетишистской сущности религии, парадоксальным образом усматривая в религии жажду собственной выгоды и утилитаризм. Поклонение фетишу, в отличие от искусства, направлено не на форму, а на материю, на вещественность обоготворяемой силы, присутствующей в предмете и сулящей выгоду верующему. Неудивительно, что тема фетишизма возвращается в «Капитале» Маркса при анализе капиталистического общества. «Товарный фетишизм», эта «религия повседневной жизни» в буржуазном мире, также представляет вещитовары в нуминозном ореоле священного сияния.

Проблема отчуждения, центральная для ранних произведений Маркса, это проблема эстетики творчества, понимающей человека как существо, способное к свободному проявлению своих возможностей за пределами животной необходимости. Отчуждение это невозможность свободного творчества в овеществленном мире капиталистической эксплуатации. В труде, который Маркс называет родовой сущностью человека, присутствует эстетическое измерение. В третьем томе «Капитала» Маркс описывает коммунистическую фабрику будущего как индустриальную симфонию, в которой каждый рабочий сознательно участвует в эстетическом творчестве. В доотчужденном историческом прошлом человек точно так же создавал свой мир посредством спонтанного труда, наполнявшего его жизнь радостью и удовлетворением. Все животные, в том числе и человек, стремятся к самосохранению, но уникальность человека в его способности испытывать незаинтересованное удовольствие, в свободе от давления инстинктов и, вследствие этого, в способности создавать и созерцать красоту.

Добавить комментарий