Рациональное познание и науки

Показательно и то, что в сознании консерватора нередко воспри­нимаются как «ложный Мессия», способный лишь зародить в человеке опасный моральный релятивизм и скептицизм, кото­рому и противопоставляется религиозное и художественно-эсте­тическое восприятие мира и общества. Наконец, нужно сказать, что социальным идеалом консерва­тизма является «порядок», «классовый мир», «социальная гар­мония». О житейско-практическом фундаменте такого рода представлений можно сказать словами К. Маркса, что он пред­ставляет собой «не что иное, как дидактическое, более или менее доктринерское истолкование обыденных представлений действительных агентов производства», а поэтому «ограничива­ется тем, что педантски систематизирует затасканные и самодо­вольные представления буржуазных деятелей производства об их собственном мире как лучшем из миров и объявляет эти представления вечными истинами» . Уместно будет еще раз подчеркнуть, что многие из описан­ных выше политических, нравственных и эстетических пред­ставлений традиционного консерватизма в той или иной форме воспроизводятся и в рамках консервативной «реставрации» 70-х годов, выступившей в качестве реакции «справа» на контр­культуру и радикальный протест молодежи и интеллигенции Запада. Не случайно, например, что известный в США консер­вативный философ и социолог Роберт Низбет заявил по поводу социально-культурного протеста 60-х годов, что никогда еще на Западе со времени падения Римской империи не было столь нигилистического и деструктивного бунта против всех и всячес­ких — социальных, моральных, культурных и художествен­ных — авторитетов. «Трудно найти хотя бы одно десятилетие в истории западной культуры, когда бы столько варварства, столько нападок на культуру и обычаи, столько деградации культуры и индивида выплескивалось в печати, музыке, искус­стве» *. Контркультура как раз и была здесь истолкована как «анти-культура», как «нашествие кентавров».

Добавить комментарий