Реальность и замысел

По мере нарастания напряжения между реальностью и замыслом уничтожения всех искусственных преград, мешающих полному слиянию человека с миром и людьми, все чаще звучат темы антагонизма лица и маски , человека и его двойника , а также противоречий внутри самого человека . Сначала это образ чуждого герою мира как маскарада лживых и пустых персонажей, в котором герой гоним и абсолютно одинок (Грибоедов «Горе от ума»).

Но позже не только мир предстает как извечное противостояние и взаимопроникновение добра и зла, подлинного и ложного (Гофман «Эликсиры сатаны», «Песочный человек», «Крошка Цахес», цикл опер «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера), но и сам герой видится носителем этих противоречий, порождающим своих двойников и ответственным за них!. Романтики заложили начало развития психологического романа, направленного на исследование внутреннего мира личности, где в полной мере могла проявиться их склонность, даже страсть, к саморефлексии. В. Пого видел отличие современного  искусства от классицист ского в том, что последнее в своих трагедиях создавало маски, а новое искусство становится драматическим, т. е. не культивирует абстрактные противопоставления добра и зла, а показывает полярность души человека, в котором уживаются и «ангел» и «зверь», показывает присущность геловегескому противоречивых мыслей, страстей желаний, пусть у поэта «будут крылья, чтобы улетать в бесконечность, но пусть у него будут ноги, чтобы ходить по земле. Выйдя из человека, он должен снова вернуться в него. Таким и человечным и сверхчеловечным должен быть поэт. » Так постепенно в недрах романтизма зреет новая творческая позиция, намечается тенденция к реализму.

Добавить комментарий