Религиозно-мистическое течение в американской молодеж­ной культуре

Оно состоит сегодня из двух направлений—.«нового христианства», или так называемой «Иисус-революции», и «но­вого мистицизма», причем каждое из них в свою очередь объ­единяет множество различных групп и движений. Распространение и популярность религиозно-мистического те­чения в контркультуре в значительной мере были обязаны сред­ствам массовой информации. Так, название «Иисус-революция» впервые появилось на страницах журнала «Тайм», который да­тировал ее возникновение 1967—1968 годами. Общественное внимание к «Иисус-революции» отчасти было привлечено благодаря широкому успеху рок-оперы «Иисус Хри­стос— суперзвезда». Но как бы тесно она ни была связана с религиозно-мистическим движением в рамках контркультуры, содержание этой постановки (и ее экранизации режиссером Нор­маном Джюисоном), как и всякого крупного произведения ис­кусства, захватывало более широкие и глубокие пласты духов­ного опыта человека.  В приведенном суждении особого внимания заслуживает спе­циальное упоминание о стиле современного художественного мышления. Без преувеличения можно сказать, что любое ожив­ление религиозности, как в рамках «традиционных» церквей, так и за их пределами, опирается на приведение в соответствие догматов веры с современным мироощущением, от которого ка­нонические формы, зародившиеся в иных социокультурных ус­ловиях, периодически отрываются. А искусство является как раз средством универсального и целостного воздействия на чело­века. Отсюда следует не только стремление к созданию собст­венно религиозных произведений, но и постоянное использова­ние художественных элементов в разного рода ритуалах. К фе­номенам такого порядка можно отнести и модернизацию песно­пений (в частности, знаменитые негритянские «спиричуэлз», значение которых опять-таки выходит далеко за рамки рели­гии) и зачастую утрированные актерские приемы «новых» про­поведников, находящихся в оппозиции к официальной церкви.

Добавить комментарий