Репрессии мусульманских фанатиков

Важно подчеркнуть, что и при альморавидах, и при альмохадах подвижная, меняющая очертания граница между христианами и маврами продолжает оставаться относительно «прозрачной» не только для культурных, но и для политических отношений между христианами и арабами. Имеют место даже союзы на договорной основе между эмирами и королями в эту эпоху смятения

Важно подчеркнуть, что и при альморавидах, и при альмохадах подвижная, меняющая очертания граница между христианами и маврами продолжает оставаться относительно «прозрачной» не только для культурных, но и для политических отношений между христианами и арабами. Имеют место даже союзы на договорной основе между эмирами и королями в эту эпоху смятения в таифских государствах. Что касается контактов в сфере культуры, то фактически здесь преобладают отнюдь не противостояние и вражда, а заимствования и взаимообогащение, при том что по-прежнему основной поток культурного обмена идет с севера, то есть из Франции. В последние десятилетия XI в. влияние со стороны французской культуры становится еще более значительным. С другой стороны, усиление на определенный период исламского фундаментализма неожиданно становится фактором, стимулирующим интенсивность и широту освоения христианами арабской, а вместе с ней и античной культуры. Дело в том, что репрессии мусульманских фанатиков оборачиваются фактическим разрушением ряда центров арабского просвещения на полуострове и вызывают массовое бегство из этих центров большого числа специалистов – арабов и евреев – знатоков арабского языка и арабской литературы, как это, в частности, имело место после разгрома Лусены, города почти исключительно с еврейским населением, являвшегося центром раввинской культуры в халифате или массового изгнания мосарабов из Северной Африки, главным образом из Марокко в 1146 году. Они оседают в городах христианского севера, предпочитая при этом поселения, в которых традиционно при арабах имела место концентрация культуры, в том числе и религиозной. Особенно заметное место среди таких поселений занимал город Толедо, отвоеванный королем Альфонсом VI у арабов в 1085 году и с тех пор остававшийся несокрушимым бастионом Реконкисты и, одновременно, своего рода тиглем, в котором плавилась из разнородных элементов культура нового, кастильского этноса.

Толедо минула печальная участь культурных центров бывшего Кордовского халифата. Более того, в городе накапливается огромный культурный потенциал, здесь действует значительное число учреждений, знаменующих новый, более высокий уровень взаимодействия культур. Этому взаимодействию способствуют короли и церковные иерархи, преследующие при этом и цели евангелизации населения отвоеванных территорий, а также усиления христианской теологической аргументации и расширения просвещения.

Известен был Толедо еще и как европейский центр магических искусств. Как говаривали в те времена, клирики ехали в Париж учиться свободным искусствам, в Болонью кодексам (праву), в Салерно искусству врачевания, а в Толедо – познавать дьяволов, а отнюдь не учиться хорошим манерам.

Добавить комментарий