Революционный призыв

В этой характеристике трагедии «Хазби» важно отметить три момента: вопервых, современники Бритаева эту вещь воспринимали именно как революционную, направленную против царского самодержавия. Вовторых, трагедия построена на конфликте между народом и войсками «белого царя». Втретьих, в трагедии сильны мотивы национальноосвободительной борьбы, национального единства и патриотизма.

Цомак Гадиев также усматривает в «Хазби» революционный призыв и мотивы национальноосвободительной борьбы: «Духом революции (1905—1906 гг. Н. Дж.) проникнут весь организм драмы. Революционный призыв слышится в словах старого Ислама, в причитаниях матери Хазби, в словах самого Хазби. Не беда, что между временем Хазби и 1905 годом промежуток времени в 75 лет. Писатель события прошлого понимает всегда в духе своего времени, в свете своих взглядов. Иго самодержавия давно угнетало осетинский народ. Когда осетинский народ попал под это иго? В эпоху Хазби. Когда попытался осе 130 тинский народ вместе с другими народами России сбросить это иго? В 1905 году. Елбасдуко, будучи сам революционером, звал лучших сынов народа: «Выходите на великую битву, подобно Хазби и его товарищам, надо избавить народ от проклятого ига царской власти»35.

Отсюда видно, что и Гадиев отмечает в трагедии те же черч ты, что и Тибилов, делая акцент на идейную связь произведения с эпохой первой русской революции, на его революционно пропагандистскую целенаправленность.

Арсен Коцоев в 1934 году пишет о «Хазби» несколько иначе, под другим углом зрения рассматривая историческую основу произведения и ценность его идейного содержания. И всетаки Арсен также считает, что «Хазби» «писалась под шум революционной бури» «о борьбе осетин за свою свободу против российского царя».

Добавить комментарий