Роман Приглашенного Профессора

В обоих романах повествование ведется в двух планах, которые можно условно обозначить как «исторический» и «современный». Принципиальное сходство двух романов, дающее возможность для сопоставления их структуры, состоит в том, что историческая часть создана писателем – персонажем современной части романа. История Посланца – это ненаписанный (во всяком случае, в рамках

В обоих романах повествование ведется в двух планах, которые можно условно обозначить как «исторический» и «современный». Принципиальное сходство двух романов, дающее возможность для сопоставления их структуры, состоит в том, что историческая часть создана писателем – персонажем современной части романа. История Посланца – это ненаписанный (во всяком случае, в рамках действия «Грифона») роман Приглашенного Профессора, лежащий на пересечении выдуманной им истории о Грифоне и исторического документа – письма о последних днях жизни Мартина Абало; история Иешуа и Понтия Пилата – это дважды сожженный роман Мастера.

И в «Грифоне», и в «Мастере и Маргарите» историческая и современная части развиваются параллельно и на первый взгляд независимо друг от друга, но между ними можно обнаружить множество перекличек, а в финале обоих произведений два плана повествования объединяются в единую реальность.

Взаимопроникновение исторического и современного плана в романах Булгакова и Конде становится возможным благодаря еще одному принципиально важному структурообразующему фактору, общему для двух произведений: наличию персонажей, принадлежащих одновременно нескольким романным реальностям, делающих проницаемыми пространственные и временные границы повествования.

В «Мастере и Маргарите» это в первую очередь Воланд, который был и на балконе дворца Ирода Великого, и во многих местах Москвы 30-х годов (впрочем, он знавал москвичей и раньше), и на завтраке у Канта, и еще черт знает где, как выразился бы сам Воланд (например, на Брокенских горах в 1571 году). В романном универсуме Булгакова Воланд – не единственный герой – посредник между разными мирами: на Воробьевых горах появляется Левий Матвей; косвенно заявлено и присутствие Иешуа в современной части романа (Иешуа прочел роман Мастера); наконец, Мастер как писатель, «угадавший» до мельчайших подробностей важнейший отрезок жизни Понтия Пилата, тоже как бы принадлежит двум мирам.

У Конде проводником между мирами является выдуманный Профессором Грифон с телом угря и орла, способный перемещаться под водой во времени и пространстве. «Определенно, один из пупов земли находится в Эксе, другой – в Аахене, и еще один – в Компостеле, а еще – в Альярисе, и Грифон вдруг будет появляться в них, пройдя сквозь время, он возникнет из четырехструйного фонтана и сначала не будет знать, в какую эпоху попал: то ли он все еще в той, когда он начинал свои странствия, то ли в какой-то совсем другой, из тех, что были ему указаны».

Добавить комментарий