Ряд аналогичных фактов

Почти в каждом номере газеты сообщается целый ряд аналогичных фактов. Во втором номере газеты от 27 июля редколлегия этому вопросу посвятила специальную статью «Наши люди в России». В ней резко осуждается это «хождение в стражники»: «В этом году много людей ушло в Россию. Там они зедут себя очень непристойно, совершают преступления, всячески оскорбляют бедных русских людей. Нет такого грязного поступка, который бы они постеснялись совершить: по всей Руси ославили имя осетинского народа. Отсюда уезжают гордыми: мы едем на царскую службу. В России же их нанимают земледельцы, скитаются повсюду, бродят по полям и над мужиками чинят расправу. » Газета привествовала решение осетинских крестьян заставить вернуться всех «Уараседзау», подобных Мусса, готовых «бить морда» по велению своих хозяев. Она собирала такие факты по всей Осетии.

О том, как крестьяне относились в те годы к «уара седзауам» и сколь сильной была решимость вернуть их обратно, чтобы не препятствовали русскому крестьянству в его освободительном движении, красноречиво говорит и постановление крестьян села Цунар, Южной Осетии. «В селе Цунар 4 августа собрался народ и порешил, сообщает «Ирон газет» 20 августа 1906 года; пусть каждая семья отзовет обратно своих людей, находящихся в других местах стражниками или в охране. Кто вернется, тот пусть вернется, а у тех, кто откажется вернуться, разрушить дома и объявить их изгоями».

Таким образом, долговечность образа Муссы нетрудно понять, если иметь в виду ту роль, которую играла в жизни народа одна часть «бывавших в России». Популярности произведения много способствовало и то обстоятельство, что в эпоху пробуждения и быстрого становления национального самосознания осетин идея борьбы за чистоту национального языка импонировала чувству национальной гордости народа.

Добавить комментарий